Вторник, 23.04.2024, 19:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Последние новости
[13.04.2024]
Циклограмма приказов директора школы на май
[10.04.2024]
Советы эксперта. Готовимся к окончанию учебного году
[08.04.2024]
Цифровизация управления учреждений образования

19:11
Готовимся к онлайн конференции "Цифровое развитие и цифровые технологии в среднем профессиональном образовании"

Будущее среднего профессионального образования

Трансформация профессионального образования в условиях пандемии
 

О дистанционном обучении много говорят в контексте школы, чуть меньше — обсуждая дошколку и вузы. Но почему-то редко говорят о среднем профессиональном образовании, которому тоже пришлось перестраиваться на удалённый формат обучения. Наш блогер Наталья Овчинникова разобралась, что происходит с СПО сейчас и как пандемия повлияет на него в будущем.

Пока рано говорить о последствиях и влиянии захлестнувшей мир пандемии COVID-19 на общество в целом. Но первые изменение заметны уже сейчас. Например, система среднего профессионального образования столкнулась с необходимостью в кратчайшие сроки перейти на дистанционное обучение. Хочу рассказать о 9 ключевых трендах, которые в ближайшее время, на мой взгляд, кардинально изменят систему профподготовки.

Финансовый кризис

Ежедневно из-за пандемии мировая экономика несёт невосполнимые убытки. По данным Oxford Economics ущерб мировой экономике от коронавируса оценивается в 1 трлн долларов США. В 2021–2022 гг. безработица в стране может оказаться на уровне 6,7%-7,0%. Быстро меняющиеся реалии требуют оперативной трансформации навыков, к которым большинство не готово ни морально, ни технически. По прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Россию может ожидать двухлетняя рецессия, которая затронет все отрасли, включая образование.
Во времена кризиса главная цель образования — переобучать людей и предоставлять им альтернативы в выборе работы. Образование должно быть доступным и давать возможность зарабатывать уже на первых месяцах обучения. А значит учреждениям СПО уже сейчас надо думать об оптимизации расходов и расширении пакета образовательных услуг.

Рабочие профессии онлайн

Учреждения СПО по всей России в срочном порядке перешли на дистанционное обучение. Этот переход сопровождался как значительными успехами, так и серьёзными неудачами. Наличие персонального компьютера, скорость интернета и доступ к нему стал серьёзной проблемой для студентов. Первый вызов для среднего профобразования в России — неравенство в возможностях получения образования онлайн.

Обучение специалистов, основная деятельность которых связана с «ручным» трудом, требует новых и современных решений. Помимо платформ для онлайн-программ, важны демонстрация и практика. С этим могут помочь VR и AR технологии, различные игровые механики и другие практические возможности дистанционного обучения. VR/AR в обучении не только изменит не только процесс обучения, но и сами отрасли. Значит, потребуются и преподаватели, которые смогут работать с новыми инструментами обучения.

Колледжи, которые не смогут перестроиться на дистанционное обучение рабочим специальностям, будут наименее востребованы на рынке и не смогут взаимодействовать с работодателями и готовить специалистов для нового рынка труда.

Онлайн-кампус

Учреждения СПО выполняют важную социальную роль для населения всех возрастов. Но с переходом на дистанционное обучение физический кампус теряет свою актуальность и перестает выполнять роль, которая ему предписана.

Кампус давал возможность студентам приходить в физические здания, участвовать в офлайн-обучении, заводить социально значимые контакты, получать необходимые для работы навыки, развивать свои творческие и иные способности. Отсутствие в жизни студентов такой важной составляющей меняет жизнь не только студентов, но и всего учреждения СПО.

Колледжи вынуждены будут обратить внимание на новые способы вовлечения учащихся в студенческую жизнь и создавать для них полноценный виртуальный кампус для общения без потери качества образования.

Новые возможности могут быть найдены в том, чтобы стимулировать студентов создавать виртуальные сообщества, позволяющие им реализовать свой образовательный, творческий и профессиональный потенциал посредством совместной деятельности и расширения социальных контактов. Со стороны преподавателей могут быть созданы виртуальные учебные группы, организовано консультирование наставников (в том числе могут привлекаться учащиеся старших курсов, выпускники или опытные работники предприятий) и групповые репетиторские услуги.

Гибкость как компетенция современности

За предыдущие две недели количество онлайн курсов, обучающих современным интернет профессиям, возросло в несколько раз. Большая часть курсов предоставляется бесплатно и по окончании выдается сертификат, который принимают работодатели. Тренд к росту таких программ будет сохраняться и потребность в них с каждым днем растет. Данная ситуация является серьёзным вызовом для системы СПО в целом.

В этой связи, колледжам необходимо стать более гибкими и быстро реагирующими на изменяющиеся условия. Временной интервал обучения рабочим специальностям должен сокращаться, а обучение должно максимально соответствовать потребностям рынка труда. Также это касается умения подстраиваться под внешнюю ситуацию, вовремя кооперироваться, создавать образовательные альянсы и отвечать на вызовы работодателей.

Без гибкости учреждения СПО будут катастрофически отставать от тенденций, возможностей развития и подготовки кадров, отвечающих запросам рынка.

Использование современных технологий, адаптация образовательных программ и эффективное дистанционное обучение позволить усилить роль учреждений СПО в поддержке обучения на протяжении всей жизни.

Гибкость образовательных организаций среднего профессионального образования играет важную роль в подготовке кадров для новой экономики. Быстроменяющаяся экономическая ситуация, экологические катаклизмы, политические и другие условия предоставляют возможности создавать уникальные образовательные продукты, позволяющие готовить кадры, необходимые экономике.

Цифровая образовательная траектория

Подготовка специалистов для цифровой экономики с использованием дистанционных технологий способствует пересмотру модели существующей образовательной траектории. Перенос офлайн обучения в дистанционный формат без адаптации его под технологические требования и особенности не позволит подготовить кадры, необходимые рынку труда. Копирование контента и трансляция его онлайн имеет незначительную пользу для рабочих профессий.

Учреждениям СПО необходимо создавать цифровую образовательную траекторию для студентов различных специальностей, которая позволит учитывать особенности онлайн образования, дополнять образовательный процесс современными технологическими решениями и вовлекать студентов, удерживая внимание у экрана компьютеров.

Более того, формирование цифровой образовательной траектории позволит создавать уникальных специалистов с широким спектром компетенций и навыков необходимых на рынке труда.

Подготовка специалистов для новых отраслей

Стремительно меняющийся отраслевой ландшафт и технологические изменения способствуют развитию новых отраслей производства и полностью трансформируют рынок труда. Колледжам необходимо быть на шаг впереди в подготовке специалистов для новых отраслей, обладать современными прогнозными технологиями, которые позволят спроектировать образовательные программы под изменяющиеся условия труда. Помимо собственной аналитики, учреждения СПО должны быть в постоянной коммуникации с индустриальными партнерами, стейкхолдерами и другими игроками рынка для понимания основных течений и формирования гибкой образовательной политики.

Несомненно, зарегламентированность образовательной деятельности накладывает существенные ограничения для колледжей. В этой связи, целесообразно тесное сотрудничество с региональными органами государственной власти с целью разработки необходимых нормативно-правовых актов, позволяющих создавать адаптивный образовательный процесс.

Кадровое обеспечение новых отраслей позволит сделать мощный рывок в технологическом развитии и повысит экономическую устойчивость страны.

Эра сильных колледжей

Современные вызовы, которые стоят перед системой профессионального образования, выявили реальные проблемы, которые ранее были не идентифицированы. Качество образования, интенсивность учебного процесса, уровень преподавательских кадров и многое другое сейчас подвергается проверке на прочность.

Учреждения СПО в России за две недели должны были сменить свой привычный формат обучения на совершенно новый, прежде не применявшийся. Для некоторых колледжей не составило труда перейти на дистанционное обучение, для части же это стало непосильной задачей. Отсутствие навыков работы в цифровой среде стало препятствием для эффективной реализации образовательных программ, что в дальнейшем скажется на результатах обучения учащихся.

Вместе с тем, проверка «цифровой средой» может стать для учреждений СПО шагом развития, который позволит укрепиться на рынке образовательных услуг и создать привлекательный современный имидж учебного заведения. Те, кто не сможет принять реалии цифрового мира, постепенно будут уходить с рынка в связи с отсутствием возможности подготовки специалистов для нового рынка труда.

Пандемия позволит понять, какие колледжи будут драйверами развития экономики и профессионального образования, а какие будут безнадежно отставать и не вписываться в современные реалии.

Предпосылки трансформации системы СПО были видны уже давно. Однако, профессиональное образование слишком медленно реагировало на возникающие тренды и потребности рынка, тем самым создавая разрыв между потребностями рынка труда и подготовленными кадрами. Такой подход обеспечивал рынок труда «ненужными» кадрами и создавал дефицит необходимых экономике профессионалов. Пандемия выявила данные проблемы и способствовала ускорению необходимости трансформации системы СПО, созданию новой модели СПО и пересмотру учреждениями СПО своих взглядов на подготовку специалистов.

 

Все эти и многие другие вопросы мы обсудим на  онлайн конференции "Цифровое развитие и цифровые технологии в среднем профессиональном образовании", которая пройдет 25 ноября 2020г. Начало в 10-00 (мск.) .

Приглашаем Вас принять участие.

https://avers-konf-spo.bitrix24.site/

 


 

Просмотров: 417 | Добавил: ruo
Внимание! Акция!
Вебинары
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Группы Компаний АВЕРС Сайт 28 школы Информационный портал школьных библиотек
Наши посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня ни у кого нет дня рождения
RSS лента
Найти


Вверх
Программные продукты ЦИТ АВЕРС

 

АИАС ИАС «Аверс: Электронное распределение путевок в оздоровительные лагеря»
Система предназначена для автоматизации процесса учета детей, нуждающихся и пользующихся услугами в сфере отдыха и оздоровления, ведения сертификатов на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей.
АИАС ИАС «Аверс: Мониторинг»
Предназначена для компьютеризации процессов оперативного сбора и обработки показателей, характеризующих деятельность социально значимых отраслей региона.
АИАС ИАС «Аверс: Электронный классный журнал»
Предназначена для автоматизации учета и контроля отметочной деятельности процесса успеваемости.
АИАС ИАС «АВЕРС: Управление образованием» (КРМ «РОНО»)
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием.
ИАС «АВЕРС: Расписание» ИАС "АВЕРС: Заведующий ДОУ" Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации дошкольных учреждений. АИАС ИАС «Аверс: Расписание»
Предназначена для автоматизированного составления расписания занятий в учебных заведениях.
ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания» ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания»
Инструментальная среда автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
ИАС «АВЕРС: Библиотека» ИАС «АВЕРС: Библиотека»
Предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сокращения времени на поиск, подготовку и выдачу данных по информационному обслуживанию читателей
АИАС ИАС «Аверс: Зачисление в образовательную организацию»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение» в электронном виде.
АИАС ИАС «Аверс:WEB – комплектование»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Приём заявлений и зачисление детей в дошкольные ОО» в электронном виде.
Программная платформа Программная платформа "АВЕРС: Порталы и сайты организаций системы образования"
Проект, позволяющий преобразовать существующие сайты образовательных организаций в централизованную сеть сайтов всех образовательных организаций региона.
АИАС ИАС «Аверс: Ревизор»
Инструментальная среда комплексной автоматизации процессов планирования, проведения, учета и обработки результатов контрольно-ревизионной деятельности.
АИАС ИАС "Аверс: Регион. Контингент"
Отечественный инновационный программный продукт для создания регионального сегмента федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся
АИАС ИАС «Аверс: Управление образовательным учреждением (КРМ"Директор")»
Предназначена для управления процессами планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификации внутришкольного и кадрового делопроизводства.
АИАС ИАС «АВЕРС: Управление учреждением дополнительного образования» (КРМ «Директор-ДОП»)
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации учреждений дополнительного образования.
АИАС ИАС "АВЕРС: Управление учреждением среднего профессионального образования"
Система информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации учреждений профессионального образования. Система предназначена для компьютеризации процессов управления ОО, планирования и мониторинга.
АИАС ИАС "АВЕРС: Электронный портфолио»
Предназначена для фиксирования, накопления, оценки результатов деятельности и достижений учащегося в разных областях обучения, а также отслеживания индивидуального роста учащихся, их интеллектуального и физического развития,анализа и самоанализа.
АИАС ИАС «АВЕРС: Сводная статистическая отчетность»
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием. Предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и консолидации периодических статистических, бухгалтерских и управленческих отчетных..
АИАС ИАС «Аверс: Система независимой оценки качества образовательной деятельности»
Программный продукт для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

© ООО «ФинПромМаркет-ХХI» (Аверс) Используются технологии uCoz