Господа, не наступайте на старые грабли!
Вы заметили, как меняются представления людей о профессионализме? То нарасхват идут многопрофильные многостаночники, то подавай нам узких специалистов, то вдруг востребованы исключительно обладатели не важно каких дипломов, но со знанием английского... Сегодня в сознание общества возвращается понимание того, что именно узкая специализация и есть та самая золотая середина - постоянная величина, объективно отражающая уровень профессионального мастерства. И что вовсе не надо стараться объять необъятное. Гораздо разумнее найти помощников, которые определенные функции выполнят быстрее и лучше, освободят от рутины, позволят с большей отдачей заняться своим главным делом. Такова философия аутсорсинга - технологии, порожденной большим бизнесом и активно внедряемой сегодня в систему образования.
Толковый словарь
Aутсорсинг (от англ. оutsourcing - внешний источник) - это передача части функций по обслуживанию деятельности вашей организации другой организации-исполнителю, специализирующейся в соответствующей области.
Что это: новомодная тенденция или панацея, головная боль или освобождение от проблем, коварный айсберг или надежный парус, блажь высоких чиновников или спасательный круг? Обсудим с теми, кто формирует спрос, и с теми, кто делает предложение. Ведь, как бы там ни было, задуматься об этом пришлось каждому директору - по закону.
Буква закона
С 1 января 2013 г. согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Для учебных заведений это означает, что некогда безальтернативная центральная бухгалтерия (ЦБ) становится в один ряд с другими поставщиками платных услуг по ведению бухгалтерского учета, а директор школы получает право выбора: взять в штат бухгалтера, или заключить договор с ЦБ, или выйти на аутсорсинг с коммерческой фирмой. Априори он имеет и право на ошибку, только она очень дорого может стоить...
Всерьез и надолго
Генеральный директор Группы компаний АВЕРС И.Г.Лозицкий рассказывает о своем центре бюджетного учета «Эксперт», созданном ровно год назад в рамках реализации проекта аутсорсинга на сопровождение финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений.
- Игорь Григорьевич, ваша компания хорошо известна в образовательной среде своими программами по информатизации всех процессов управления. У вас стабильная репутация, успешный бизнес. Какими путями в вашу жизнь пришел аутсорсинг бухгалтерских услуг?
- За последние 12 лет деятельность нашей компании стала настолько глубоко интегрирована в образование, что мы уже не можем отделить себя от каких-либо процессов, происходящих в учебных учреждениях. Больше того, мы занялись аутсорсингом даже не по своей воле, а по просьбе директоров. Они забили тревогу, поскольку рухнула привычная схема работы с центральной бухгалтерией, которая с начала года находится в перманентном состоянии реформирования. А так как в числе других мы поставляем школам программные продукты для бухгалтерского учета («Бухгалтерия», «Сводная бухгалтерская отчетность», «Тарификация», «Смета», «Субвенции» и другие), то оказание всего комплекса такого рода услуг стало логичным продолжением нашего сотрудничества. За основу мы взяли принцип работы центральной бухгалтерии, тем более что 8 из 10 московских ЦБ работали на наших программах. Сегодня мы связаны аутсорсинговыми договорами с более чем 250 учебными заведениями Москвы и готовим пилотные проекты с Нижним Новгородом, Воронежем и Кировом.
- Какие именно функции берет на себя ЦБУ «Эксперт» компании АВЕРС?
- Собственно, весь комплекс: расчет плана финансово-хозяйственной деятельности и контроль его исполнения, ведение бюджетного учета, формирование бухгалтерской и налоговой отчетности, расчет заработной платы сотрудникам, формирование отчетности во внебюджетные формы и т. п. Хочу подчеркнуть, что наш коммерческий проект стал еще и социальным: лучших специалистов, оставшихся за бортом после реформы в ЦБ, мы приняли в штат.
Экономная экономика
Директор с 30-летним стажем О.Е.Морозова недавно получила второе высшее - экономическое. Кроме того, ее школа №1305 в 2011 году вошла в пилотный проект по реализации Концепции модернизации образования в России и переходу на самостоятельный баланс. Так что мнение этого руководителя можно считать заключением эксперта.
- Ольга Евгеньевна, как изменилась жизнь директора за последние два года?
- Изменилось все! Новая система оплаты труда, новый механизм расчета заработной платы, переход на самостоятельный баланс потребовали совершенно иных подходов в организации управления. В нашу жизнь вошли аукционы и котировки, покупки в электронном магазине, возможность выхода на аутсорсинг, от бухгалтерского учета до клининга...
- То есть с одной стороны - свобода выбора, с другой - необходимость выполнять функции, которые никогда ранее не входили в вашу зону ответственности?
- Это так. Поэтому без поддержки команды специалистов реализовать эту программу практически невозможно. Нам, считаю, повезло: предложил свое надежное плечо АВЕРС - наш давний партнер. Мы уже 10 лет пользуемся программными продуктами компании и полным сервисом сопровождения, поэтому и на аутсорсинг перешли к ним без колебаний. Не перестаю удивляться и аналитическим способностям руководства компании, и грамотному мониторингу ситуации в образовании, и умению достойно подготовиться к ней, и способности подбирать команду настоящих профессионалов.
- Почему некоторые ваши коллеги настороженно относятся к аутсорсингу?
- Думаю, природа их предубеждения заключается в том, что среди аутсорсеров не так много настоящих профессионалов. Я бы сказала, сегодня над афоризмом «Спрос рождает предложение» доминирует более актуальное: «Внимание: есть спрос на достойные предложения!».
Палочка-выручалочка
Так назвал ЦБУ «Эксперт» П.А.Суворов, директор школы-интерната №2 для слабовидящих детей.
- Павел Андреевич, как вы оцениваете риски, которые сопровождают отношения со сторонней коммерческой структурой?
- Не считаю, что подвергаю себя и коллектив каким-либо рискам. Я тщательно изучил предложения и внимательно прочел договор. Все точно, конкретно, прозрачно, надежно.
- А вы не думали о создании собственной бухгалтерии?
- Наша школа небольшая, но даже если когда-нибудь мы станем крупным учебным заведением, часть бухгалтерского учета всегда будет на аутсорсинге. Это и есть грамотный современный подход. Аутсорсинг - идеальный инструмент, позволяющий школе заниматься своим непосредственным делом и не отвлекаться на сопутствующие функции. А вместо главного бухгалтера мне гораздо интереснее взять в штат специалиста-педагога или завуча по воспитательной работе. Кроме того, я еще и экономлю при этом деньги и время.
- Так в чем заключается экономия? Вы же платите за эти услуги?
- Современный директор обязан уметь считать деньги и уметь их тратить. Так вот, сразу скажу, что экономия эта очень существенная, причем не только финансовая: мы бережем деньги, нервы, время, человеческие ресурсы. Поясню: бухгалтеров нам надо не меньше трех, затем - оборудование для них рабочих мест, обучение на курсах, посещение семинаров, приобретение оргтехники и программных продуктов, сервисное обслуживание, подписка на периодические издания и т. п.
От государственного - к частному
Несколько вопросов адресуем Золотенковой Т.Н., в недавнем прошлом сотруднику ЦБ, а теперь ведущему специалисту аутсорсинговой компании «Эксперт» группы компаний АВЕРС.
- Татьяна Николаевна, насколько трагична для системы образования эта дата - 1 января 2013 г., когда ЦБ потеряла монополию, а директора оказались перед необходимостью принимать решение: что делать дальше?
- Да, в ЦБ прошла реорганизация и волна сокращений. Трагичной можно назвать ситуацию, когда остались без работы высококлассные специалисты, владеющие технологией ведения бухучета в системе образования. Директора в поиске выхода прошли свой путь проб и ошибок. Один брал в штат бухгалтера, не знакомого со спецификой отрасли. Но таких уникальных профессионалов растят годами, и бухгалтер широкого профиля с этой работой не справится. Другой заключал договор с не очень компетентной аутсорсинговой компанией...
- Как сложилась ваша судьба?
- Я, как и многие специалисты ЦБ, оказалась в компании АВЕРС. Конечно, не случайно. И приглашение со стороны компании, и мое решение были очень обдуманными. В АВЕРСе оценили мой опыт работы в ЦБ. А для меня важными были серьезность и грамотность отношения к формированию новой структуры, аналитический подход к оценке ситуации в образовании и... очень комфортная обстановка в коллективе. Работать приходится много, но с удовольствием!
Цена/качество
У директора государственного центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» В.Н.Ярыгина заботы особенные - оказывать помощь родителям, воспитывающим детей с проблемами развития. В его работе действительно нет мелочей, и права на ошибку он себе не дает, поэтому особенно требователен к персоналу и щепетилен в выборе деловых партнеров.
- Валерий Николаевич, а каково вам ощущать, что один из основных показателей деятельности центра формируется на стороне?
- Поправлю: не формируется, а просчитывается и должным образом оформляется. Это большое облегчение - снять с себя столь хлопотную и затратную функцию. Ведь для того чтобы найти и удержать у себя специалистов, имеющих опыт работы именно в нашей системе, надо платить довольно высокую зарплату. Да и разместить такой отдел нам негде - все пространство отдано детям. В нашем случае передача этих функций на аутсорсинг намного выгоднее.
- Хотелось бы услышать от вас как от члена Общественного совета по образованию при Мосгордуме оценку ситуации на рынке подобных услуг.
- Аутсорсинг может выступать в качестве полноценной альтернативы собственному отделу бухгалтерии при условии, что в компании работают профессионалы, знакомые с особенностями системы образования и готовые выстраивать долгосрочные отношения с учебными заведениями. Надо сказать, что таких предложений пока не очень много.
Точка зрения
«Компания, специализирующаяся в области ведения бухгалтерского учета и знающая специфику отрасли, аккумулирует на порядок больше знаний, умений, опыта, чем бухгалтер, вынужденный в одиночку справляться с массой правовых, налоговых и бухгалтерских нововведений». Т.Н. Золотенникова
«Команда компании-аутсорсера выполняет еще и функцию методического центра для руководителей. Компания периодически проводит семинары, делает рассылки с информацией о последних изменениях в законодательстве, новых требованиях к документам». О.Е. Морозова
«Наши отношения с партнерами по осуществлению бухгалтерского учета построены на доверии к профессионализму сотрудников, способности быстро подстраиваться под наши потребности, готовности оперативно решать любые вопросы, комфортной ценовой политике, пунктуальности и четкости в работе». П.А. Суворов
Пять плюсов для директора
ЭКОНОМИЯ.
Оплата услуг компании-аутсорсера в разы меньше затрат на содержание собственного штата бухгалтеров.
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
На вас безотказно работает команда профильных специалистов.
МИНИМИЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ.
По условиям договора ответственность за своевременную подачу отчетности переходит к аутсорсеру.
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ.
Вам гарантирована правовая поддержка и оперативное информирование об изменениях законодательства в данной сфере, консультации по всем вопросам, связанным с бухгалтерским учетом.
БЕСПЕРЕБОЙНАЯ РАБОТА БУХГАЛТЕРИИ.
Вас больше не беспокоят вопросы, связанные с текучестью кадров или отпусками бухгалтеров.
Послесловие
«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Эта крылатая фраза, похоже, никогда не исчезнет из реалий нашей жизни. Вот и сейчас каждая школа страны, получив свободу, не получила инструкцию по ее использованию. Директор один на один стоит перед малознакомым понятием «аутсорсинг» и в режиме форс-мажор пытается найти решение, от которого зависит и начисление зарплаты, и отчетность, и финансовое планирование, и документооборот. Мы сочли полезным предоставить слово вашим коллегам, которые уже прошли этот путь и с радостью делятся своим опытом, мнениями и советами. А компания АВЕРС, больше 12 лет создающая программные продукты для системы образования, имеет полное право позиционировать себя как профессиональный консультант в вопросах автоматизации управления и аутсорсинга в бухгалтерии. Специалисты готовы ответить на ваши вопросы.
Пишите: office@iicavers.ru.
По материалам «Учительской газеты» № 47 от 19 ноября 2013 года
С электронной версией опубликованных в «Учительской газете» материалов можно ознакомиться в Интернете по адресу: http://www.ug.ru/archive
|