Понедельник, 29.04.2024, 14:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Последние новости
[13.04.2024]
Циклограмма приказов директора школы на май
[10.04.2024]
Советы эксперта. Готовимся к окончанию учебного году
[08.04.2024]
Цифровизация управления учреждений образования

12:09
Как развивается дополнительное образование в Калининградской области


Концепция развития дополнительного образования детей, год назад утвержденная распоряжением правительства, и план мероприятий по ее реализации на 2015-2020 годы определяют новый вектор развития так называемой внеурочной деятельности.
Реализация комплексной федеральной целевой программы развития образования и выполнение приказа Министерства образования и науки №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» требует основательной технической базы, обеспечивающей автоматизацию статистических данных, информатизацию различных процессов.
В Калининградской области для этих целей используется программа «Аверс: Управление учреждением дополнительного образования».
О том, что дает эта программа образовательному учреждению, и как развивается дополнительное образование в регионе, корреспондент "Учительской газеты" Анна Еланская побеседовала с временно исполняющей обязанности министра образования этого региона Светланой Сергеевной Трусенёвой.
- Светлана Сергеевна, в последние годы отношение к системе дополнительного образования принципиально поменялось. Если раньше это были кружки по интересам, досуговые центры, то теперь полноценная программа воспитания, нацеленная на выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование гармонично развитой личности, активных граждан...
- Одной из региональных инициатив, которые мы озвучили в рамках Декады образования и науки, прошедшей с 19 по 31 августа 2015 года, является работа с одаренными детьми, мотивированными на свое развитие и продвижение. На наш взгляд, именно система дополнительного образования дает возможность ребенку совершить свои первые социальные и профессиональные пробы. Уже в течение трех лет одним из основных направлений деятельности, которое мы определили для себя, является развитие научно-технического творчества детей и молодежи, причем мы попытались организовать исследовательскую и проектную деятельность в разноуровневых группах - от дошкольного возраста до аспирантов системы высшего образования. Сегодня можно сказать, что значительно возросший интерес школьников к естественно-научным предметным областям во многом связан и с развитием системы дополнительного образования по этим направлениям. Замечу, что в федеральных государственных образовательных стандартах внеурочная деятельность, которая должна быть взаимно увязана с системой дополнительного образования, тоже имеет инженерную, проектную составляющую. Это соответствует социальному запросу и высокой мотивации современного молодого поколения.
- Сколько детей занимаются в кружках и секциях Калининградской области и какая форма организации дополнительного образования, на ваш взгляд, на сегодня наиболее эффективна: в учреждениях дополнительного образования или в рамках образовательных учреждений?
- В 2014-2015 учебном году система дополнительного образования Калининградской области представлена 120 учреждениями, в которых занимаются более 80 тысяч детей. А в отношении формы организации считаем, что здесь приемлемы и одна, и вторая. Вопрос в другом - в качестве! Если говорить о линейке сроков, то с 1 января 2016 года у нас меняется порядок формирования муниципальных заданий на дополнительное образование с учетом возрастных групп. Мы ориентируемся на то, чтобы в систему дополнительного образования были включены все школьники в возрасте до 18 лет.
- То есть для Калининградской области поставленная на государственном уровне задача - охватить не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательным программами - выполнима?
- Безусловно! Этот процесс идет закономерно, в рамках развития самой системы, то есть у нас никогда дополнительное образование не было дополнительным. Больше того, отмечается высокая активность педагогов деятельности по разработке и развитию новых программ дополнительного образования, таких как спортивно-технические, эколого-биологические, туристско-краеведческие, культурологические.
- В отчетном докладе Министерства образования Калининградской области очень много интересных фактов и событий, которые отражают весь спектр дополнительных образовательных программ и мероприятий. Как вы строите эту работу?
- Мы стремимся к тому, чтобы на базе каждой образовательной организации был вариатив, из которого бы ребенок мог выбрать наиболее интересное для себя и ощутить то самое важное состояние успеха в каком-то виде деятельности. И второй момент - мы переходим на персонифицированный учет. Создана единая региональная база, позволяющая реально оценить, насколько полно дети охвачены системой дополнительного образования, учитывать диапазон их интересов. Это хороший аналитический материал для принятия управленческих решений: понятно, какие приоритеты сегодня выделяют дети и родители. Таким образом, мы получаем инструмент, позволяющий выстраивать ту систему, которую сегодня формируют и хотят видеть от нас родительское сообщество и наша детвора.
- Одной из важных задач, сформулированных для современной системы дополнительного образования, является профессиональная ориентация учащихся. Как, по-вашему, стали ли дети и родители более прагматично подходить к выбору дополнительных внешкольных занятий?
- Вопрос очень актуальный, и здесь хотелось бы отметить инициативу агентства стратегических инициатив «Новая модель системы дополнительного образования детей», презентация которой состоялась 18 июня 2015 г. на площадке Петербургского международного экономического форума. Ее цель - объединить усилия крупного бизнеса, социальных предпринимателей и государства по созданию современных образовательных комплексов для детей.
Сегодня в системе допобразования преобладают кружки и секции художественной, спортивной и музыкальной направленности. В целях сбалансирования данного процесса в рамках инициативы предлагается создать сеть детских технопарков, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой и другими инженерными специальностями.
Планируется также, что в центрах для детей будут представлены программы отраслевой профориентации, образовательные программы, прививающие компетенции «завтрашнего дня», обучение на симуляционном промышленном оборудовании и другие инновационные образовательные проекты. Не оставим без внимания и опыт пилотных регионов. Расширять диапазон возможностей каждого ребенка и помогать родителям в определении его будущего - в приоритете.
- Какие трудности вам пришлось преодолевать в ходе такой переоценки ценностей?
- Мы испытывали определенные кадровые проблемы и решали их в двух направлениях. Первое связано с материальным обеспечением педагогов дополнительного образования. Сегодня у них заработная плата такая же, как у учителей, поэтому люди стали приходить в систему и работают с интересом. Второе - профессиональные компетенции. Эта работа ведется уже в течение трех лет, мы переобучили многих наших педагогов и привлекли людей, которые, не имея педагогического образования, сегодня вполне справляются на этом поприще, получив необходимый объем часов переподготовки. Я считаю это новым, по крайней мере в региональной системе образования, и очень перспективным процессом, особенно для технических дисциплин. Важно, что в систему допобразования пришли мужчины, потому что им ближе инженерное мышление. В воспитательном отношении существенна их отцовская, отеческая функция и функция мужского товарищества.
- Реализация комплексной федеральной целевой программы развития образования и выполнение приказа Министерства образования и науки №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» требует основательной технической базы, обеспечивающей автоматизацию статистических данных, информатизацию различных процессов... Насколько трудно было найти партнера для обеспечения поставленных вами задач?
- Для нас уже не является чем-то экстраординарным проводить мониторинги предложений на рынке услуг. Это часть нашей каждодневной работы. Здесь важно четко сформулировать все свои требования. В полном объеме им соответствовала специализированная информационно-аналитическая система «Аверс: Управление учреждением дополнительного образования». Это готовый инновационный проект комплексного применения информационных и коммуникационных технологий в деятельности учреждений дополнительного образования. Программа соответствует не только федеральному законодательству, но и легко настраивается под региональные и муниципальные требования. Позволяет учесть особенности организации работы в отдельном образовательном учреждении различной ведомственной принадлежности.
- Что дает эта программа образовательному учреждению?
- Однозначно - в разы повысить качество управления и функциональность образовательной организации. С помощью программы легко проводить комплексный мониторинг обучающихся, создавать портфолио детей и педагогов. Очень удобно построена система сбора, хранения и анализа необходимой информации.
- Как вы оцениваете эффективность программы «Аверс: Управление учреждением дополнительного образования» на уровне всего региона?
- Мы получили прекрасный инструмент, позволяющий сократить непродуктивные затраты и повысить эффективность работы за счет автоматизированного сбора статистической информации. Для нас важна и оперативность взаимодействия с образовательными организациями. Нет никаких проблем с проведением их мониторинга. Мы имеем все данные, необходимые для принятия управленческих решений, не делая дополнительных запросов. Программа позволяет вести портфолио не только воспитанников и учащихся, но и преподавателей - их труд и педагогические открытия очень важно учитывать и оценивать. Планирование, отчетность, работа с кадровым составом - все качественно изменилось. Словом, система гибкая, удобная, быстрая, профессиональная.
- В систему вводятся сведения о деятельности организаций дополнительного образования и школ, но ведь дошкольные учреждения, средние специальные учебные заведения тоже ведут такую работу...
- Да, это вы правильно заметили, но я не зря сказала о том, что мы очень тщательно подошли к формированию технического задания. Особенность программы «Аверс: Управление учреждением дополнительного образования» в том, что она связывает в единую информационную систему и обеспечивает полный охват всех оказываемых образовательными организациями региона дополнительных образовательных услуг, формируя общую информационную базу.
- Светлана Сергеевна, с трудностями вы успешно справляетесь, а какие результаты работы вас особенно радуют?
- Я испытываю массу приятных впечатлений, когда вижу увлеченных детей разного возраста с социально активным поведением, которые одновременно работают и учатся правильно строить отношения с младшими и старшими ребятами. На самом деле существует очень много таких акцентов, которые можно расставить в совместной творческой деятельности.
- Как вы относитесь к дистанционным формам дополнительного образования?
- Я сама изучаю английский язык в дистанционной форме, так что это прекрасная возможность даже при очень большой занятости повышать свой уровень. К слову сказать, допобразование, которое касается иностранных языков, тоже получило второе дыхание в регионе, когда эта тема была озвучена как приоритет.
- В чем секрет успеха системы дополнительного образования вашего региона, в стабильной динамике ее развития?
- Мы очень мобильные, у нас регион очень мобильный. Педагоги хорошо слышат запрос общества, активно откликаются на все новое. Мотивация и порыв у людей есть, и это их состояние надо использовать максимально продуктивно. С чем это связано? У меня своя версия, но я могу ошибаться. Считаю, с изменениями в политической жизни. Мы территория компактная, сплоченная, и мы по-особому пережили сложности последнего времени. Для нас они стали катализатором к позитивному центростремительному ускорению и движению вперед. И сегодня мы переживаем новый виток развития Калининградского региона во всех отношениях, это стопроцентно.

Учительская газета №35 от 1 сентября 2015г.

 
Просмотров: 1631 | Добавил: omut
Внимание! Акция!
Вебинары
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Группы Компаний АВЕРС Сайт 28 школы Информационный портал школьных библиотек
Наши посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Администрация сайта поздравляет с Днем рождения наших пользователей Багира(36), kbyg(56)
Желаем Вам всего самого лучшего!
RSS лента
Найти


Вверх
Программные продукты ЦИТ АВЕРС

 

АИАС ИАС «Аверс: Электронное распределение путевок в оздоровительные лагеря»
Система предназначена для автоматизации процесса учета детей, нуждающихся и пользующихся услугами в сфере отдыха и оздоровления, ведения сертификатов на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей.
АИАС ИАС «Аверс: Мониторинг»
Предназначена для компьютеризации процессов оперативного сбора и обработки показателей, характеризующих деятельность социально значимых отраслей региона.
АИАС ИАС «Аверс: Электронный классный журнал»
Предназначена для автоматизации учета и контроля отметочной деятельности процесса успеваемости.
АИАС ИАС «АВЕРС: Управление образованием» (КРМ «РОНО»)
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием.
ИАС «АВЕРС: Расписание» ИАС "АВЕРС: Заведующий ДОУ" Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации дошкольных учреждений. АИАС ИАС «Аверс: Расписание»
Предназначена для автоматизированного составления расписания занятий в учебных заведениях.
ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания» ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания»
Инструментальная среда автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
ИАС «АВЕРС: Библиотека» ИАС «АВЕРС: Библиотека»
Предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сокращения времени на поиск, подготовку и выдачу данных по информационному обслуживанию читателей
АИАС ИАС «Аверс: Зачисление в образовательную организацию»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение» в электронном виде.
АИАС ИАС «Аверс:WEB – комплектование»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Приём заявлений и зачисление детей в дошкольные ОО» в электронном виде.
Программная платформа Программная платформа "АВЕРС: Порталы и сайты организаций системы образования"
Проект, позволяющий преобразовать существующие сайты образовательных организаций в централизованную сеть сайтов всех образовательных организаций региона.
АИАС ИАС «Аверс: Ревизор»
Инструментальная среда комплексной автоматизации процессов планирования, проведения, учета и обработки результатов контрольно-ревизионной деятельности.
АИАС ИАС "Аверс: Регион. Контингент"
Отечественный инновационный программный продукт для создания регионального сегмента федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся
АИАС ИАС «Аверс: Управление образовательным учреждением (КРМ"Директор")»
Предназначена для управления процессами планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификации внутришкольного и кадрового делопроизводства.
АИАС ИАС «АВЕРС: Управление учреждением дополнительного образования» (КРМ «Директор-ДОП»)
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации учреждений дополнительного образования.
АИАС ИАС "АВЕРС: Управление учреждением среднего профессионального образования"
Система информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации учреждений профессионального образования. Система предназначена для компьютеризации процессов управления ОО, планирования и мониторинга.
АИАС ИАС "АВЕРС: Электронный портфолио»
Предназначена для фиксирования, накопления, оценки результатов деятельности и достижений учащегося в разных областях обучения, а также отслеживания индивидуального роста учащихся, их интеллектуального и физического развития,анализа и самоанализа.
АИАС ИАС «АВЕРС: Сводная статистическая отчетность»
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием. Предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и консолидации периодических статистических, бухгалтерских и управленческих отчетных..
АИАС ИАС «Аверс: Система независимой оценки качества образовательной деятельности»
Программный продукт для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

© ООО «ФинПромМаркет-ХХI» (Аверс) Используются технологии uCoz