Воскресенье, 05.05.2024, 09:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Последние новости
[13.04.2024]
Циклограмма приказов директора школы на май
[10.04.2024]
Советы эксперта. Готовимся к окончанию учебного году
[08.04.2024]
Цифровизация управления учреждений образования

12:03
Библиотечное дело школьного масштаба
Рязанский опыт. А как у вас?
 
Ольга Сергеевна Васина - учитель математики и информатики. Последние 13 лет работает в методической службе города Рязани, а с февраля 2013 года ее руководитель. В ее послужном списке - разработка курсов повышения квалификации, поддержка образовательных сайтов города, издание методических пособий, серия публикаций в профильных педагогических изданиях, победы в профессиональных конкурсах и много чего еще. Ее достижения отмечены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, но награды и благодарности не самоцель. Для молодого руководителя важны постоянное движение к цели и потребность быть в центре событий, любовь к своему делу, уважение к профессионализму своих коллег и деловых партнеров. Пять тезисов жизненного кредо Васиной звучат так.
Во-первых, надо четко планировать свою деятельность: понимать, чего ты хочешь достичь сегодня, через неделю, через год.
Во-вторых, постоянно интересоваться всеми новшествами в своей сфере, чтобы двигаться в правильном направлении.
В-третьих, обсуждать и обмениваться идеями со своими коллегами.
В-четвертых, понимать, что все, что ты делаешь, нужно в первую очередь тебе самому, ведь многое в каждом деле зависит от ОДНОГО человека, которому ЭТО очень НУЖНО.
В-пятых, желание профессионально выполнять свою работу и заниматься тем делом, которое любишь.
Теперь понятно, что неспроста именно по  инициативе главного методиста г. Рязани Ольги Сергеевны Васиной в городе развернулась настоящая библиотечная революция.
-  Ольга Сергеевна, многим представляется, что в школе есть проблемы поважнее, чем  внедрение информационной библиотечной системы...
- Модернизация, инновационные подходы в работе стали реалиями нашей жизни. Школа переживает активное время перемен, и библиотека - вместе с ней. Школьный библиотекарь   в наше время должен не просто снимать с полки книгу, заполнять формуляр и отлавливать должников. Его задача - выйти за пределы фонда своей библиотеки, стремиться  к оперативному предоставлению своим читателям информации, распределенной по самым различным местам хранения, в том числе в Интернете.
-  Вряд ли кто-то усомнится в правильности такого подхода. Но думается все-таки, что эта картинка пока из области мечтаний...
- Вовсе нет! Мы уже сделали первые шаги, и результаты окрыляют. Сегодня в 43 из 69 общеобразовательных учреждений Рязани установлена и успешно работает информационная система «Аверс: Библиотека». Это мощный стимул к развитию, и процесс уже не остановить...
- То есть в Рязани библиотечная революция победно завершена?
- Многое уже сделано, но перспективы гораздо более интересные и многообещающие.
- Расскажите о том, как пришло решение о внедрении новых технологий в такой, казалось бы, устоявшейся области школьной жизни.
- С удовольствием! Начну с 2007 года, когда образовательные учреждения города Рязани выбрали для себя систему информатизации деятельности школьной администрации  «Аверс: КРМ Директор». Это стало отправной точкой в поэтапной автоматизации деятельности и других школьных структур. В этот период было принято принципиальное решение осуществлять «всеобщую информатизацию» на основе единой платформы, тем более что компания «Аверс» производит все необходимые школе программные продукты. Так у нас появилась программа «Аверс: Библиотека».
- А как теперь строятся отношения библиотеки с читателями?
-  После установки программы и получения дополнительного оборудования - сканера штрихкодов, считывателей пластиковых карт, - в библиотеках заработала система электронного абонемента, а в школах появился электронный читательский билет - пластиковая карта. Собственно, карты были введены для безналичной оплаты школьного питания, а мы решили дополнительно наделить их функцией читательского билета. Но если у ученика пластиковой карты нет, то в программе формируется «читательский билет» с технологией штрихкодирования. Ведь каждое издание школьной библиотеки теперь имеет штрихкод, позволяющий осуществлять электронную выдачу и прием литературы. Кроме того, пользователи библиотеки в программе имеют возможность осуществлять поиск необходимых книг, просматривать и загружать электронные издания, формировать заказы и отслеживать их выполнение.

Информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек (ИАС «Аверс: Библиотека») разработана на основе Инструкции об учете библиотечного фонда и Методических рекомендаций по применению Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования РФ №2488 от 24.08.2000 г.

- Ваш центр взял на себя методическую подготовку всего процесса. Как вы построили эту работу?
- Совместно с производителем программы мы разработали алгоритм ее внедрения. Постарались предусмотреть все детали  - от человеческого фактора до технического оснащения рабочих мест. Затем организовали курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей.  Завершающим этапом стала установка системы в библиотеки и загрузка информации. Больше всего времени занял  процесс занесения сведений о литературе, а вот данные учащихся и сотрудников школы библиотекарь быстро импортировала из ИАС «Аверс: КРМ Директор». Таким образом, был создан электронный каталог, а вместо обычных читательских формуляров появились электронные.
- А какая оргтехника необходима для полноценной работы системы? 
- Минимальное техническое оснащение школьной библиотеки состоит из компьютера, принтера, двух сканеров, один из которых  считывает штрихкод,  это надо для активации электронного абонемента. Если в качестве читательского билета используются пластиковые карты, то необходим также считыватель карт.

ИАС «Аверс: Библиотека» предназначена для комплексной автоматизации деятельности школьной библиотеки, включая вопросы оценки состояния фонда и определения потребности в его обновлении, организации работы с пользователями и с другими библиотеками, изучения читательского спроса, а также планирования работы библиотеки.

- Как сотрудники школьных библиотек оценивают работу по-новому?
- Хочется привести недавно услышанную фразу:  заведующая школьной библиотекой сегодня - это информационный менеджер. Ведь действительно, архаичный образ сотрудника библиотеки практически полностью  преображается на наших глазах! Библиотекарь  теперь все делает на компьютере: вводит текущую информацию о состоянии фонда, данные о пользователях  библиотеки,  формирует все виды учетных и отчетных документов, составляет план работы... Множество трудоемких, рутинных операций «ушло в архив», при этом повысились качественные характеристики результатов работы. Программа за несколько минут предоставляет информацию, которую раньше надо было готовить неделями, позволяет проследить путь каждого издания от его поступления на баланс школьной библиотеки до списания, оценить потребности пользователей в различных изданиях, осуществлять быстрый поиск необходимых книг, оперативно реагировать на запросы читателей и целенаправленно планировать свою работу. Важно еще и то, что повысилась не только эффективность работы, но и самооценка людей!
- Какие перспективы развития школьных библиотек вы видите на сегодняшний день?
- Следующим шагом должно стать повсеместное создание сайтов школьных библиотек. Это не только позволит  свести в единую информационную базу на уровне всего города сведения о состоянии фондов художественной, научно-популярной литературы и об укомплектованности библиотек учебными пособиями, но и даст возможность вести школьную медиатеку.
- Интересно, как будет выглядеть школьная медиатека?
- На первоначальном этапе мы решили  сформировать медиатеку педагогов.  Ведь у каждого из них имеются гигабайты уникальной методической информации, которая практически не систематизирована. Наша цель -  сделать ее доступной для всех, это значительно повысит и качество преподавания, и интерес педагогов к обмену опытом, творческими находками, новыми идеями. Свою задачу мы видим в предоставлении новых, современных возможностей участникам образовательного процесса: обеспечение доступа к каталогу библиотеки, к медиаматериалам из локальной сети школы и сети Интернет. Мы создали медиатеку нашего центра, доступную для всех пользователей сети Интернет (http://109.195.161.205/library/). Это может служить примером медиатек школ.
- Назовите, пожалуйста, основные проблемы, которые возникли в ходе информатизации библиотек.
- Думаю, они везде сходны. Первая - недостаточная техническая оснащенность школьной библиотеки. Вторая - невысокая ИКТ-компетентность школьного библиотекаря: нужно учитывать и высокий средний возраст этих сотрудников, и небольшую практику работы с техникой, отсюда  сложности в обучении. И третья проблема -  отсутствие нормативной базы по ведению библиотечного учета, а также противоречия в рекомендациях по его ведению.
- Одна из обязательных составляющих работы школьного подразделения - своевременная подготовка отчетов, предоставление данных контролирующим органам...
- Да, и эта когда-то трудоемкая работа значительно упростилась,  ведь в системе хранится и вся база данных о читателях, о состоянии фонда на текущий момент, и архивная информация. Работники библиотеки, директор школы,  контролирующие органы - все имеют возможность видеть в компьютере полную картину состояния дел и практически моментально получать любые учетные, отчетные и сопроводительные документы, предусмотренные соответствующими требованиями.
- И что поддается такому учету и контролю?
- Практически все! Печатные издания (многотомные и отдельные журналы, газеты, нотные издания, нормативно-технические документы и т. п.); аудиовизуальные документы (грампластинки, компакт-диски, магнитные фонограммы, видеокассеты и т. п.); электронные издания (файлы различных форматов, диски и т. п.).

Программа  позволяет автоматизировать процесс обработки и учета всех документов библиотечного фонда. Библиотека может оперативно реагировать на запросы читателей. Система штрихкодирования значительно сокращает  время на занесение учетных записей и выдачу литературы читателям.

- А насколько важна взаимосвязь программы «Библиотека» с другими автоматизированными системами управления? 
- Каждая из программ дополняет и поддерживает одна другую, и все они в той или иной степени взаимодействуют между собой, что очень удобно. Ведь в итоге совместное использование программы ИАС «Аверс: Библиотека» с другими программами «Аверс», автоматизирующими административную деятельность образовательных учреждений, позволяет создать единое информационное пространство  учебного заведения, города, региона.

Отзывы о программе ИАС «Аверс: Библиотека»

Мы можем в считанные секунды узнать информацию о наличии книги, учебника, диска; очень быстро определить, у кого на руках находится требуемая книга; не перебирая формуляры, легко вычислить должников. Для организации работы электронного абонемента в полном объеме мы используем сканер штрихкодов. Совсем недавно это казалось просто фантастикой....
О.А.Лескина, заведующая библиотекой школы №55

Программа позволяет реализовать все основные библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования. Система имеет удобный и наглядный интерфейс, обладает широкими возможностями в соответствии с требованиями пользователя, позволяет обслуживать читателей на уровне технологий нового тысячелетия.
Ю.В.Яровова,  заведующая библиотекой школы №57

В программе предусмотрена печать каталожных карточек,  это очень удобно. Кроме того, существенно упрощается процесс выдачи учебников. Для этого надо занести список литературы в соответствующий раздел «Выдача учебников по классам» и на основе полученной таблицы производить выдачу кликом по соответствующему полю на пересечении фамилии ученика и названия книги.

Г.А.Анисимова, заведующая библиотекой школы №40
Просмотров: 1261 | Добавил: ruo
Внимание! Акция!
Вебинары
Форма входа
Друзья сайта
Сайт Группы Компаний АВЕРС Сайт 28 школы Информационный портал школьных библиотек
Наши посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Администрация сайта поздравляет с Днем рождения наших пользователей Valentina050560(64), Станиславовна(25)
Желаем Вам всего самого лучшего!
RSS лента
Найти


Вверх
Программные продукты ЦИТ АВЕРС

 

АИАС ИАС «Аверс: Электронное распределение путевок в оздоровительные лагеря»
Система предназначена для автоматизации процесса учета детей, нуждающихся и пользующихся услугами в сфере отдыха и оздоровления, ведения сертификатов на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей.
АИАС ИАС «Аверс: Мониторинг»
Предназначена для компьютеризации процессов оперативного сбора и обработки показателей, характеризующих деятельность социально значимых отраслей региона.
АИАС ИАС «Аверс: Электронный классный журнал»
Предназначена для автоматизации учета и контроля отметочной деятельности процесса успеваемости.
АИАС ИАС «АВЕРС: Управление образованием» (КРМ «РОНО»)
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием.
ИАС «АВЕРС: Расписание» ИАС "АВЕРС: Заведующий ДОУ" Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации дошкольных учреждений. АИАС ИАС «Аверс: Расписание»
Предназначена для автоматизированного составления расписания занятий в учебных заведениях.
ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания» ИАС «АВЕРС: Расчет меню питания»
Инструментальная среда автоматизации процессов, связанных с планированием и организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.
ИАС «АВЕРС: Библиотека» ИАС «АВЕРС: Библиотека»
Предназначена для автоматизации процессов обработки и учета всех документов библиотечного фонда, сокращения времени на поиск, подготовку и выдачу данных по информационному обслуживанию читателей
АИАС ИАС «Аверс: Зачисление в образовательную организацию»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Зачисление в образовательное учреждение» в электронном виде.
АИАС ИАС «Аверс:WEB – комплектование»
Комплекс по предоставлению населению муниципальной услуги «Приём заявлений и зачисление детей в дошкольные ОО» в электронном виде.
Программная платформа Программная платформа "АВЕРС: Порталы и сайты организаций системы образования"
Проект, позволяющий преобразовать существующие сайты образовательных организаций в централизованную сеть сайтов всех образовательных организаций региона.
АИАС ИАС «Аверс: Ревизор»
Инструментальная среда комплексной автоматизации процессов планирования, проведения, учета и обработки результатов контрольно-ревизионной деятельности.
АИАС ИАС "Аверс: Регион. Контингент"
Отечественный инновационный программный продукт для создания регионального сегмента федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся
АИАС ИАС «Аверс: Управление образовательным учреждением (КРМ"Директор")»
Предназначена для управления процессами планирования и мониторинга учебно-образовательной деятельности, унификации внутришкольного и кадрового делопроизводства.
АИАС ИАС «АВЕРС: Управление учреждением дополнительного образования» (КРМ «Директор-ДОП»)
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации учреждений дополнительного образования.
АИАС ИАС "АВЕРС: Управление учреждением среднего профессионального образования"
Система информационной поддержки управленческих решений в деятельности администрации учреждений профессионального образования. Система предназначена для компьютеризации процессов управления ОО, планирования и мониторинга.
АИАС ИАС "АВЕРС: Электронный портфолио»
Предназначена для фиксирования, накопления, оценки результатов деятельности и достижений учащегося в разных областях обучения, а также отслеживания индивидуального роста учащихся, их интеллектуального и физического развития,анализа и самоанализа.
АИАС ИАС «АВЕРС: Сводная статистическая отчетность»
Инструментальная среда информационной поддержки управленческих решений в деятельности органов управления образованием. Предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки и консолидации периодических статистических, бухгалтерских и управленческих отчетных..
АИАС ИАС «Аверс: Система независимой оценки качества образовательной деятельности»
Программный продукт для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

© ООО «ФинПромМаркет-ХХI» (Аверс) Используются технологии uCoz