Создание модели информационно-образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ "АВЕРС"
В стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года определены задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.
Главной целью развития системы образования является обеспечение возможности каждому жителю получить вне зависимости от места проживания качественное и доступное образование на любом уровне, которое даст возможность получить профессию и достойно реализовать себя.
Однако на сегодняшний день в есть небольшое количество сельских образовательных учреждений, успешно решающих эти проблемы. В основном это инновационные учреждения с хорошим финансированием, материальной базой и кадровым потенциалом.
Недостаточно полно представленный опыт внедрения электронного управления в сельской средней школе, говорит о том, что в этих школах есть комплекс затруднений со стороны администрации школы, - нет качественного методического сопровождения и соответствующей технической поддержки, недостаточно высокий интерес родителей к информационным возможностям участия в инновационном управлении образовательным процессом в школе.
В этом плане сельская школа п.Белореченск Омутнинского района Кировской области имеет достаточный опыт внедрения информационных технологий в различные процессы деятельности школы: управленческий, образовательный, воспитательный.
Школа – лауреат конкурсного отбора общеобразовательных учреждений Кировской области, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2008г. получила грант 100000 рублей. Накоплен опыт реализации социальных проектов: 2008 год – 1 место в районном конкурсе социальных проектов, грант 10000 рублей; 2009 год - 1 место в районном конкурсе социальных проектов, грант 3000 рублей, 2010 год - 1 место в областном конкурсе социальных значимых проектов, в номинации «Электронная школа» - грант 1 000 000 рублей.
Информационное пространство школы до начала реализации гранта представляло собой целостную систему взаимосвязанных блоков: образовательного, воспитательного, административного, медико-социально-психологического; осуществлялся обмен информацией между участниками образовательного процесса на внутреннем (учащиеся, педагоги, администрация) и внешнем (управляющие структуры, педагогические сообщество, Интернет) уровнях.
В школе был минимум необходимого оборудования и программного обеспечения, в том числе и управленческого. В школе работали преподаватели, способные квалифицировано использовать электронное управление образовательным учреждением, грамотно обслуживать компьютерное оборудование и программное обеспечение, использовать электронные образовательные ресурсы.
Тем не менее, на сегодняшний день возникла необходимость перейти на новый уровень информатизации, что связано с развитием информационных технологий, с возросшими потребностями участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей), с запросами общества и государства.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выход на проект «Создание модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ «АВЕРС», который был реализован на базе МКОУ СОШ №10 п.Белореченск Омутнинского района. При подготовке данного проекта, были объединены усилия учебно-методического отдела Группы компаний «АВЕРС» и администрации школы.
Проект ориентирован на создание условий для перевода в новое качество управления образовательным учреждением, профессионального роста педагогов, развития информационной культуры учащихся.
Научное руководство проектом осуществляет Л.А. Чашников - сотрудник учебно - методического отдела ЦИТ «АВЕРС», Заслуженный учитель РФ.
Была определена цель проекта: разработка, обоснование и экспериментальная проверка модели информационно-образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ «Аверс» и повышение качества управления и образования через активное внедрение современных информационных технологий.
Среди задач проекта можно выделить:
- разработку методики создания «Электронной сельской школы»;
- введение современных систем оценивания учебных достижений школьников, введение новых форм отчетов, анализа и прогноза результатов обучения на основе современных информационных технологий;
- вовлечение родителей учащихся в образовательный процесс путем предоставления им своевременной, качественной информации об учебном процессе и учебных достижениях с использованием ИАС «АВЕРС: Электронный Классный Журнал»;
- создание нового электронного канала взаимодействия школьник-учитель-родитель;
- создание новых возможностей для дополнительного образования с помощью Интернет и через электронное общение.
Были определены сроки и этапы реализации Проекта
Этапы | Сроки |
1 этап | Март-декабрь 2010г. |
Организационно-подготовительные мероприятия | |
2 этап | Январь-июнь 2011г |
Создание модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ «АВЕРС» | |
3 этап | Июль-ноябрь 2011г. |
Реализация модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ «АВЕРС» | |
4 этап | Декабрь 2011г. |
Подведение итогов реализации проекта «Создание модели информационно - образовательной среды электронной сельской школы на основе программного обеспечения ЦИТ «АВЕРС» |
- выявлены специфические проблемы управления образованием в сельской школе и установлена необходимость применения в системе информационного обеспечения Интернет-технологий;
- выявлены факторы, определяющие благоприятные условия для внедрения средств ИКТ в процесс управления сельской школой;
- обоснована необходимость совместного участия всех работников школы в реализации системы электронного управления образованием в сельской школе;
- в создании информационного центра школы;
- повышение качества подготовки педагогов с использованием новых информационных технологий;
- обеспечение равного доступа учащихся к овладению информационными технологиями;
- получение родителями оперативной информации о жизни школы и успехах детей;
- возможность дистанционного повышения квалификации и участия педагогов в конкурсах различного уровня;
- разработаны концепция и функциональная модель системы информационного обеспечения электронной сельской школы.
Основным результатом проекта должны явиться разработка и внедрение модели единой информационной среды электронной сельской школы, повышение качества управления и обучения за счет эффективного использования программного обеспечения ЦИТ «АВЕРС».
В ходе реализации проекта был предложен и обоснован для сельских школ Кировской области технологический цикл создания «Электронной сельской школы». Авторы проекта убеждены, что для сельских школ Кировской области только применение комплекса программ ЦИТ «АВЕРС» и Интернет - технологий создает возможность оперативного управления образованием.
Определились с видением образа будущего выпускника - выпускник «Электронной сельской школы» представляется конкурентно способным человеком, социально адаптированным, для него значимы общечеловеческие ценности, он думает о своей малой Родине и не равнодушен к судьбе своего поселка.
Задуманная модель «Электронной сельской школы» ориентирована на осмысление сущности образовательного учреждения, способного обеспечить сельских школьников современным качественным образованием.
Аппаратное обеспечение
Приступая к реализации проекта, школа имела достаточное количество оборудования и программного обеспечения:
- 20 компьютеров, из них:
- 1 компьютер, выполняющий функцию сервера;
- 2 ноутбука;
- 11 компьютеров в компьютерном классе;
- 1 мультимедийный проектор;
- 1 интерактивный комплекс;
- 1 ксерокс;
- 7 принтеров;
- 1 факс;
- 2 сканера;
- 2 цифровых фотоаппарата;
- локальная вычислительная сеть, объединяющая 15 компьютеров, в т.ч. компьютеры заместителей директора и секретаря.
В школе имеется:
- лицензионные ОС на все компьютеры;
- стандартный пакет программного обеспечения (Первая ПОмощь 1.0) с обновлениями (Первая ПОмощь 2.0);
- пакет программ СПО;
- программное обеспечение ИАС «АВЕРС: Директор» v. 4.5.4.61, ИАС «АВЕРС: «Электронный Классный Журнал» v. 2.1.6.2468;
- обучающие компьютерные программы «Живая физика», «Живая геометрия», «География в школе», «ОБЖ» и другие;
- электронные энциклопедии «Кирилл и Мефодий».
С целью информационной поддержки образовательного процесса в школе действует сайт (http://belorechensk.far.ru/index.php). На сайте выкладываются информация об учебно-воспитательной деятельности школы; материалы, необходимые для реализации образовательного процесса.
Кадровое обеспечение
В школе работает 22 учителя, из них 20 прошли курсы повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий. Систематически использовали ИКТ в учебном процессе - 41 %, эпизодически использовали ИКТ в учебном процессе - 42 %, и не использовали ИКТ в учебном процессе - 17 % учителей.
В плане подготовки и реализации проекта для учителей проводились занятия по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. В результате проведенных мероприятий 94% педагогов владеют навыками пользования компьютером и 91 % используют Интернет в своей работе. Учебный процесс
В школе ведется целенаправленная работа по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках. Создан необходимый набор программного обеспечения, в том числе и электронно-образовательных ресурсов. Электронно-образовательные ресурсы активно используется на уроках химии, математики, истории, обществознания, литературы, предметов начальной школы, физики, географии, информатики, МХК и др. предметов.
Большое внимание уделяется развитию экспертно-аналитической системе оценки и экспертизы деятельности общеобразовательного учреждения. В школе в течение последних лет по-триместрово на педагогических советах проводится аналитика успеваемости и качества знаний учащихся в текстовой и числовой форме, включая использование диаграмм и графиков. Из графиков видно, что успеваемость и качество знаний учащихся довольно высокие.
В школе создана достаточная база тестирующих и диагностирующих методик, в основном на бумажных носителях. Реализация проекта позволит создать единую компьютерную базу тестовых материалов.
В школе созданы благоприятные условия для развития информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в системе управления школой. В 2010 году школа вошла в эксперимент по внедрению ИАС «АВЕРС: Электронный Классный Журнал». Участники проекта
После проведения опроса о готовности к реализации проекта по электронному управлению образовательным учреждением было принято решение об участии школы в областном конкурсе социально значимых проектов в номинации «Сельская электронная школа» (Постановление Правительства Кировской области от 03.03.2008 № 123/66 «О конкурсе областных государственных и муниципальных бюджетных учреждений» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 27.11.2009 № 32/429).
В школе была создана команда, которая способна реализовать данный проект, возглавляет ее директор школы Нина Петровна Белых. В состав команды входят: Г.В. Никанорова - координатор проекта, зам.директора по УВР, Е.Э.Кильмакова - зам.директора по ВР, Р.Я. Полушкина - учитель математики и информатики, Т.Н.Туриндина - председатель родительского комитета, Е.А.Колодкин - председатель ученического самоуправления, Р.А.Торопов – инженер-электроник, учителя - Н.В.Ларичева, О.В.Зворыгина, О.А. Черемискина, Е.Н.Белоглазова. В содержании проекта были определены следующие проектные линии:
- Электронное управление школой;
- Электронный журнал и дневник;
- Электронное расписание;
- Электронная библиотека;
- Электронные образовательные ресурсы;
- Методическое обеспечение проекта;
- Ресурсное обеспечение проекта;
- Информационное сопровождение проекта.
Разработкой концепции проекта «Цифровая школа» занимается множество компаний таких, как Polymedia, Аквариус, Кирилл и Мефодий, 1С и др. На сегодняшний день учебным заведениям в качестве комплексного решения для автоматизации образовательного процесса предлагаются информационные интегрированные среды, например «КМ-Школа»,«Net-Школа», «1С:Образование. Школа» и др.,
Каждый из этих комплексов позволяет вести сбор и обработку актуальной информации о ходе учебного и воспитательного процессов, учитывая которую администрация школы может своевременно реагировать как на негативные, так и на позитивные тенденции. На наш взгляд, программный продукт, который наиболее полно отвечает всем аспектам информатизации современной школы, - это система ИАС «АВЕРС: Директор», разработанная научно-производственным предприятием ЦИТ Аверс успешно работающая в сотнях школах России. И можно утверждать, что в этих школах складываются новые стандарты школьной практики на основе современного программного обеспечения.
Прежде всего, это стандарт комплексности решения задач информатизации школы. Ведь система ЦИТ «АВЕРС» реализует не только возможности автоматизации внутришкольного администрирования, но и возможности организации и поддержки образовательного процесса и коммуникаций между пользователями, и что очень важно, с доступом не только внутри школы, но и извне.
Эта многофункциональность позволяет не только повысить оперативность подготовки отчетов, автоматического ведения мониторинга учебного процесса, доступность информации для анализа, сэкономить время администрации школы, педагогов, но и ввести новые практики коммуникации, например, обеспечить контакт учителя с заболевшими детьми, дистанционно предоставив им домашнее задание.
Другой формируемый стандарт - это открытое информационное пространство школы для родителей, общественности. Это обеспечивает надѐжный контакт с родителями, возможность оперативного контроля родителями успеваемости и посещаемости своего ребёнка через Интернет или SMS-сообщения на мобильный телефон. Как показывает практика, регулярное информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в школе улучшает показатели успеваемости и посещаемости детей.
Здесь можно говорить еще об одном стандарте электронной школы - стандарте сотрудничества и совместной учебной проектной деятельности учащихся и учителей. Школьный сайт предлагает необходимый комплекс средств для совместной работы всех участников учебно-воспитательного процесса: форум, доска объявлений, почтовые сообщения, портфолио учащихся и учителей.
Есть еще один плюс - внедрения данной программы - это возможность ИАС «АВЕРС: Директор» работы в Linux.
Внедрение в школе комплексной информационной системы ИАС «АВЕРС: Директор», позволяет не только решить старые педагогические задачи, но и осмыслить и поставить перед собой новые задачи, ранее просто недоступные, и формировать новые стандарты современной школы. Поэтому ИАС «АВЕРС: Директор» можно считать школьной информационной системой не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Стоимость проекта составит 1,052 млн. руб. Из них: 1 млн. руб. за счет средств областного гранта, 50 тыс. руб. – муниципальные средства, 2 тыс.руб.- средства спонсоров.
Средства будут распределены по следующим направлениям:
модернизация материально-технической базы учреждения:
- приобретение компьютерной техники;
- приобретение множительной техники;
- приобретение цифровой фото- и видеоаппаратуры;
- приобретение комплексов интерактивного оборудования;
- приобретение мультимедийных устройств;
- создание условий для формирования единой информационной среды.
- приобретение программного обеспечения для электронного управления школой;
- приобретение электронных ЦОР;
- приобретение методической и учебной литературы;
- создание Интернет-сайта поддержки проекта;
- создание банка данных электронных образовательных ресурсов;
- подготовка методических рекомендаций по созданию модели электронной сельской школы.
- организация повышения квалификации по использованию программного обеспечения ИВЦ «АВЕРС» в управлении школой;
- организация повышения квалификации по разработке и использованию электронных образовательных цифровых ресурсов;
- применение интерактивного оборудования на уроках;
- организация использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе (создание блогов, дистанционного обучения, технологий Веб 2.0 и т.д.).
Создаваемая электронная сельская школа включает:
- специализированное программное обеспечение ИВЦ «Аверс»;
- программно-аппаратный комплекс «Медиатека»
- локальную компьютерную сеть 1 и 2 этажа;
- современные мультимедийные классы;
- 2 компьютерных класса;
- рабочие места администрации и педагогов;
- сенсорный информационный киоск;
- школьный сайт.
- ИАС «АВЕРС: Управление образовательным учреждением (КРМ «Директор»).
- ИАС «АВЕРС: Электронный Классный Журнал»
- ИАС «АВЕРС: Расписание»
- ИАС «АВЕРС: Библиотека» Сенсорный информационный киоск
- Энциклопедии Кирилла и Мефодия.
- Серия "Начальная школа Кирилла и Мефодия".
- Серия "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия".
- Серия "Школа развития личности".
- Серия "Репетиторы Кирилла и Мефодия".
- Серия "История, Искусство, Культура".
- Серия "Информационные технологии".
- Обучающие программы по предметам. (более 100 наименований)
- обеспечение открытости работы образовательного учреждения и освещение его деятельности в сети Интернет;
- создание условий для взаимодействия и информирования всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей;
- распространение педагогического опыта участников образовательного процесса;
- повышение роли информатизации образования, содействие созданию в регионе единой информационной инфраструктуры.
Создание электронной школы дает дополнительный стимул педагогам и администрации для использования в своей профессиональной деятельности новых информационных технологий.
Электронная школа выполняет несколько функций:
- функцию методического кабинета,
- функцию центра повышения квалификации,
- функцию зоны для подготовки к урокам,
- функцию банка данных;
- функцию работы с расписанием и ЭКЖ.
Продуктом проекта стал информационный центр школы (ИЦШ), состоящий из нескольких модулей:
1. Административный центр – это:
- Оборудованные рабочие места администрации, на которых установлены программы ИАС «АВЕРС: Директор», ИАС «АВЕРС: Расписание», ИАС «АВЕРС: Тарификация».
- Все компьютеры имеют выход в Интернет.
- Сенсорный информационный киоск в холле 1 этажа.
3. В информационный центр школы входят 2 кабинета информатики
4. Медиатека – включающая электронную библиотеку на базе ИАС «АВЕРС: Библиотека», большой выбор цифровых образовательных ресурсов с которыми можно работать из любой точки локальной сети, в том числе из учительской, и с рабочих мест учителей - предметников.
Управленческий уровень
Управленческий уровень определяет:
- элементы электронной среды;
- роли субъектов;
- регламенты функционирования системы;
- систему стимулирования и поощрения;
- нормативно закрепляет данные изменения в Положении о доплатах и надбавках;
- изменения в должностные и функциональные обязанности педагогов и администрации;
- приказы:
- об ответственных лицах;
- об использовании КРМ-ов на базе ИАС «АВЕРС: Директор»;
- о ведении электронных классных журналов и дневников;
- об электронном документообороте;
- об использовании электронных ресурсов и т.д.).
Методический уровень, исходя из целей обучения, предполагает выбор наиболее эффективных форм и методов организации образовательного и воспитательного процессов. Организация всех видов учебной деятельности опирается на максимальное разнообразие материальной и информационной среды. Репродуктивные формы учебной деятельности уступают место поисково-исследовательским видам работы и формированию коммуникативной культуры учащихся.
Цифровые образовательные ресурсы и учебно-методические комплекты (УМК) позволяют реализовать различные сценарии учебного процесса: современные деятельностные, индивидуализированные формы обучения, при которых учащийся ищет, собирает, анализирует, оценивает, отбирает, организует и передает информацию.
Научный уровень
Научный уровень определяет состав ресурсного обеспечения педагогической среды, порядок организации научно-исследовательской деятельности, анализ и учет результатов этой деятельности, организацию тиражирования передового опыта, повышение квалификации.
Организационный уровень
Организационный уровень определяет порядок первичного документирования событий и правила документооборота в системе, способы обработки и анализа.
Технический уровень
Технический уровень определяет состав материально-технической базы школы, обеспечивает функционирование всех элементов системы в заданном режиме в соответствии с установленным регламентом.
Минимальное типовое информационное пространство цифровой школы должно состоять из следующих компонентов:
- оборудования,
- программного обеспечения и
- локально-вычислительной сети.
- Компьютерный(-ые) класс(-ы). Это необходимо для проведения учебных занятий и внеклассной работы учащихся и педагогов. Класс может состоять из 8-10 (5-7) компьютеров, которые включены в локальную сеть школы.
- Рабочее место учителя и интерактивная панель. В электронной школе в каждом кабинете должны присутствовать современный компьютер, подключенный к локальной сети школы и имеющий доступ к глобальным информационным ресурсам и интерактивная доска. Это позволит проводить на новом уровне уроки практически по всем предметам с использованием информационных технологий.
- Информационный терминал. На терминал (как вариант сенсорный информационный киоск) выводится информация для родителей по школе в целом и по конкретному классу. На терминале размещается новостная строка, а также проводится опрос учащихся.
- Рабочее место администрации школы. Рабочее место каждого сотрудника администрации школы должно быть укомплектовано, помимо компьютера, средствами доступа к ресурсам глобальных сетей и унифицированным программным обеспечением, позволяющим осуществлять оперативное управление, использовать в работе общую базу данных и обеспечивающим вывод любых форм отчетности.
- программный комплекс для автоматизации управления школой;
- программный комплекс для информационного киоска;
- программный комплекс продуктов, обеспечивающий хранение, систематизацию и последующее использование электронных ресурсов, создаваемых учителями школы; интеграцию и ассимиляции готовых электронных ресурсов;
- информационный интегрированный продукт (например - «КМ-Школа» Кирилл и Мефодий);